Русский язык
Русский
язык:
1) формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык
представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения
к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями
о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач;
5) овладение учебными действиями с
языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного
развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование
разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то
есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую
литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации».
В результате
изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего
образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого
общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат
возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с
использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение
к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет
основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических
высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные
учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на
позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего
образования:
-научится осознавать безошибочное письмо
как одно из проявлений собственного уровня культуры;
-сможет применять орфографические правила
и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи
собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
-получит первоначальные представления о
системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка -
фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и
синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать,
сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть
слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой
для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных
(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования,
будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной
деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующем уровне
образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
-
различать
звуки и буквы;
-
характеризовать
звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,
парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные
звонкие и глухие;
-
пользоваться
русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
Выпускник
получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе
знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
-
соблюдать
нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
-
находить
при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям (законным представителям) и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
-
различать
изменяемые и неизменяемые слова;
-
различать
родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-
находить
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
-
выполнять
морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,
оценивать правильность его выполнения;
-
использовать
результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или
речевых задач.
Выпускник научится:
-
выявлять
слова, значение которых требует уточнения;
-
определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
-
подбирать
синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
-
подбирать
антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-
различать
употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-
оценивать
уместность использования слов в тексте;
-
выбирать
слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
-
распознавать
грамматические признаки слов;
-
с
учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы
отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей
речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
-
проводить
морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
-
находить
в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
-
различать
предложение, словосочетание, слово;
-
устанавливать
при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-
классифицировать
предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения;
-
определять
восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-
находить
главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-
выделять
предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
-
различать
второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
-
выполнять
в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения
(по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
-
различать
простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и
пунктуация»
Выпускник научится:
-
применять
правила правописания (в объёме содержания курса);
-
определять
(уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-
безошибочно
списывать текст объёмом 80—90 слов;
-
писать
под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
-
проверять
собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осознавать
место возможного возникновения орфографической ошибки;
-
подбирать
примеры с определённой орфограммой;
-
при
составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
-
при
работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
-
оценивать правильность (уместность) выбора
языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-
соблюдать
в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-
выражать
собственное мнение и аргументировать его;
-
самостоятельно
озаглавливать текст;
-
составлять
план текста;
-
сочинять
письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-
создавать
тексты по предложенному заголовку;
-
подробно
или выборочно пересказывать текст;
-
пересказывать
текст от другого лица;
-
составлять
устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
-
анализировать
и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте
смысловые пропуски;
-
корректировать
тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-
анализировать
последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
-
соблюдать
нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды
и способы связи).