Родной язык
Родной
язык.
1) воспитание ценностного отношения к
родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных
знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и
грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к
правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование
базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с
языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Личностными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по родному языку являются:
1)
понимание родного языка как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности родного
языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовер-шенствованию;
3)
достаточный обьем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по родному языку являются:
1)
Владение
всеми видами речевой деятельности;
2)
применение
приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и
др.);
3)
коммуникативно
целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по родному языку являются:
1)
представление об основных функциях языка,
о роли родного языка как национального языка народа РД, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)
понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)
усвоение основ научных знаний о родном
языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)
освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5)
овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного литературного
языка (орфоэпическими, лексическими., грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных
единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых
единиц адекватно ситуации речевого общения;
6)
проведение
различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)
понимание коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
8)
осознание
эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.