Литература
Литературное
чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной
из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном
языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной
истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и
зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на
родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной
самоидентификации;
3) использование разных видов чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то
есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Результатами
освоения выпускниками основной школы программы по родной литературе являются:
·
адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
·
владение разными видами чтения (поисковым,
просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
·
адекватное восприятие на слух текстов
разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
·
способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета:
·
свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
·
овладение приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
·
умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания сточки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
·
способность определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
·
умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
·
умение создавать устные и письменные
тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
·
способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
·
владение различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение: сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями
и др.; сочетание разных видов диалога);
·
соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного родного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
·
способность участвовать в речевом общении,
соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в
процессе речевого общения;
·
способность осуществлять речевой
самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь сточки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
·
умение выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
1) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.