Окружающий мир или Мир вокруг нас
1.2.10. Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий
мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить,
систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами
практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину,
российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а
также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих
формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного,
личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст
учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие
явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми,
определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в
мире на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и
природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами
изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под
воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые
умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и
видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку
собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль
обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
В результате изучения курса выпускники
заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо-
и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа Выпускник научится:
-
узнавать
изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-
описывать
на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
-
сравнивать
объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
-
проводить
несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
-
и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-
использовать
естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в
контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-
использовать
различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений
и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации;
-
использовать
готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств
объектов;
-
обнаруживать
простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой
природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
-
определять
характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
-
понимать
необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
-
использовать
при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру,
микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
-
моделировать
объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных
лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
-
осознавать
ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
-
пользоваться
простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно
соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-
выполнять
правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях;
-
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего
мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
-
узнавать
государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
-
различать
прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
-
используя
дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том
числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни,
обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
-
оценивать
характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа
сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
-
использовать
различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о
человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений,
для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осознавать
свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-
ориентироваться
в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
-
наблюдать
и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной
деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума,
этноса, страны;
-
проявлять
уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной
деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и
ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.