Изобразительное искусство (Рисование)
1.2.12. Изобразительное
искусство
Планируемые
результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне
начального общего образования
В результате изучения изобразительного
искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной
культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление,
наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические
чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных
ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к
себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое
представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве,
любви, взаимопомощи, уважении к родителям (законным представителям), заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к
реализации своего творческого потенциала в духовной и
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм,
способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие
традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием
понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской
Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской
идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками
в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах
художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре,
архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу
искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать
художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения,
знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в
творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого
человека;
смогут реализовать собственный творческий
потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном
искусстве для выполнения учебных и художественно практических задач,
действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной
деятельности
Выпускник научится:
-
различать
основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
-
различать
основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
-
эмоционально-ценностно
относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним
средствами художественного образного языка;
-
узнавать,
воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального,
российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные
стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных
явлений;
-
приводить
примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-
воспринимать
произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания
и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-
видеть
проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
-
высказывать
аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу
и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
-
создавать
простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-
использовать
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно-творческого замысла;
-
различать
основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их
для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой
деятельности;
-
создавать
средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства
образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
-
наблюдать,
сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
-
использовать
декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих
изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
-
пользоваться
средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных
композиций на заданные темы;
-
моделировать
новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые
образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами
изобразительного искусства и компьютерной графики;
-
выполнять
простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной
графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
-
осознавать
значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой
деятельности;
-
выбирать
художественные материалы, средства художественной выразительности для создания
образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы,
человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и
скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на
правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
видеть,
чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
-
понимать
и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в
разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
-
изображать
пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
-
изображать
многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
-