Музыка
Достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися
происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ
музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности
обучающихся: хорового
пения и игры на элементарных музыкальных инструментах,
пластическом интонировании, подготовке
музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у
обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению
и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций,
осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и
духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли
музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В
процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности
обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть
окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры,
выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных
произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и
инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке,
эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и
художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса,
осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие
коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности
к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать
культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том
числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с
друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы отражают:
сформированность первоначальных
представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном
развитии человека;
сформированность основ музыкальной
культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое
отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при
создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического
аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам
деятельности обучающихся
В результате освоения программы
обучающиеся научатся в дальнейшем применять знания, умения и навыки,
приобретенные в различных видах познавательной, музыкальноисполнительской и
творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся
основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное
становление личности школьника, включающее формирование его
духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие
музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и
самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное
участие в общественной, концертной и музыкальнотеатральной жизни школы,
города, региона.
Обучающийся:
1.
Узнает
изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2.
Умеет
определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3.
Имеет
представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций,
средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4.
Имеет
представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного,
джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности
звучания оркестров и отдельных инструментов.
5.
Знает
особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских,
мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного,
академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей
репертуара.
6.
Имеет
представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете,
опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских
народных инструментов.
7.
Имеет
представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм:
типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы,
вариаций, рондо.
8.
Определяет
жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9.
Имеет
слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и
зарубежной классики.
10.
Умеет
импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений, пластического интонирования.
Обучающийся:
1.
Знает
слова и мелодию Гимна Российской Федерации, Республики Дагестан.
2.
Грамотно
и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в
соответствии с их образным строем и содержанием.
3.
Знает
о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4.
Соблюдает
при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое
дыхание.
5.
Поет
преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в
зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не
форсированным звуком.
6.
Ясно
выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит
согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности
исполнения.
7.
Исполняет
одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре
(ансамбле)
Обучающийся:
1.
Имеет
представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра,
блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2.
Умеет
исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3.
Имеет
первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двух-
трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном
ансамбле.
4.
Использует
возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые
возможности синтезатора.
Объем музыкальной грамоты и теоретических
понятий:
1.
Звук. Свойства музыкального звука: высота,
длительность, тембр, громкость.
2.
Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация.
Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок
и простых песен.
3.
Метроритм. Длительности: восьмые, четверти,
половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4;
3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в
ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых
партиях и аккомпанементах. Двух - и трехдольность - восприятие и передача в
движении.
4.
Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5.
Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан,
расположение нот в объеме первой- второй октав, диез, бемоль. Чтение нот
первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок
(двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам
хоровых и оркестровых партий.
6.
Интервалы в пределах октавы. Трезвучия:
мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и
аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7.
Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.
Инструментальный концерт. Музыкальносценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8.
Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст.
Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная
форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне
начального общего образования обучающийся получит
возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал,
собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в
пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг,
самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков
для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом
духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и
проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой
публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение,
музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека,
видеотека).