Литература
Выпускники начальной школы осознают
значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по
другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного
опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет
формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научнопопулярные
и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни,
расширят кругозор.
Обучающиеся получат возможность
познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими
ценностями для развития этических чувств и эмоциональнонравственной
отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно
воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные
художественные образы,эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою
точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать
художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими
видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и
чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими
возможностями языка, используемыми в художественных произведениях, научатся
соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети
будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в
средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности,
речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную
самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной
деятельности.
Выпускники
овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,приближающимся к темпу
нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать
интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя
как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в
различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета,
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут
составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие
тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.
Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией
(сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут
первичные умения работы с учебной и научнопопулярной литературой, будут
находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной
деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и
освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
-
осознавать
значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение
как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель
чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения,
поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-
прогнозировать
содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и
осознавать цель чтения;
-
читать
со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-
различать
на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),
опираясь на особенности каждого вида текста;
-
читать
(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
-
использовать
различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное
поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех
видов текстов);
-
ориентироваться
в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать
его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
-
для
художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль
текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,
описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение
слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
-
для
научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить
в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений,
процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение
слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
-
использовать
простейшие приемы анализа различных видов текстов:
-
для
художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
-
для
научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста,
опираясь на его содержание;
-
использовать
различные формы интерпретации содержания текстов:
-
для
художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании
текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на
некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание
текста;
-
для
научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с
содержанием текста;
-
ориентироваться
в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных
текстов);
-
различать
на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный),
опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
-
передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-
участвовать
в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и
обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила
работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
-
осмысливать
эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
суждение;
-
осмысливать
эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
собственное суждение;
-
высказывать
собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и
подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-
устанавливать
ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов
искусства;
-
составлять
по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов
текстов)
Выпускник научится:
-
осуществлять
выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике
или по собственному желанию;
-
вести
список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
-
составлять
аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-
работать
с тематическим каталогом;
-
работать
с детской периодикой;
-
самостоятельно
писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только
для художественных текстов)
Выпускник научится:
-
распознавать
некоторые отличительные особенности
художественных
произведений (на примерах художественных
образов и средств художественной выразительности);
-
отличать на практическом
уровне прозаический
текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
-
различать
художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений;
-
находить
средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
-
воспринимать
художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления
художественного вымысла в произведениях;
-
сравнивать,
сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
-
определять
позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для
художественных текстов)
Выпускник научится:
-
создавать
по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-
восстанавливать
текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
-
составлять
устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
-
составлять
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной
задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-
вести
рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
-
писать
сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
-
создавать
серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
-
создавать
проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
-
работать
в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное
самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).
-